"В мой жестокий век восславил я свободу…" (Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина)
Пушкин принадлежит к поколению, которые мы называем декабристским, которое дало русской истории Рылеева, Кюхельбекера, Грибоедова. Всех их объединяло родство убеждений и надежд. В идейном развитии и становлении этих людей огромную роль сыграли просветительские и революционные идеи, усиленные Отечественной войной 1812 года. Далеко не все они лично принимали участие в кампании против наполеоновской Франции, но общественный подъем, вызванный этой войной, оказал огромное воздействие на всех. Мысль об освобождении России от гнета тирании, об утверждении высоких идеалов свободы была одинаково близка всех этим людям, хотя судьбы их сложились по-разному. Тема свободы, "вольности святой" занимает важное место и в творчестве Пушкина.
Как известно, Пушкин не был декабристом и не входил в тайные общества. Но среди его близких друзей было немало людей радикальных убеждений. Декабристами стали, например, впоследствии И. Пущин и В. Кюхельбекер, с которыми поэт был связан дружескими узами еще с лицейских лет. Свободомыслием и независимостью взглядов отличался и П.Я. Чаадаев, которому посвящено одно из самых знаменитых вольнолюбивых стихотворений Пушкина. Послание "К Чаадаеву" - это обращение не просто к другу, но к единомышленнику. Высокие гражданские идеи выражены здесь в форме личного признания, поэтому стихотворение лишено ложной патетики, оно звучит очень доверительно и искренне. Сама тема дружбы, однако, приобретает в нем героический ореол. Пушкин утверждает идеал высокого и беззаветного служения Отчизне, свободе. Патриотическое чувство неразрывно связано со свободолюбием:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Заключительные строчки стихотворения призывали к самопожертвованию, к подвигу, к решительному действию. Участие в деле освобождения России от "самовластья" обеспечивало более прочную славу, чем та "тихая слава" поэта, воспевающего любовь, о которой говорилось в начале послания. Не удивительно, что это стихотворение Пушкина воспламеняло передовую молодежь, приводило ее в ряды членов тайных обществ.
Другое прославленное стихотворение Пушкина, созданное также в петербургский период творчества, - его ода "Вольность". В ней содержится исповедание политических убеждений молодого поэта. Как ни был Пушкин молод годами в ту поры, когда создавал "Вольность", его свободолюбие было не только юношеским благородным порывом, но и глубоким убеждением, продуманной исторической идеей. Свобода, по Пушкину, возможна лишь в тесном сочетании с законом, лишь в пределах закона:
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетание…
Рядом с одой, написанной в традициях высокой гражданской поэзии, находится и стихотворение "Деревня", отчетливо распадающееся на две части. В первой части нарисована идиллическая картина сельского уединения, благотворно влияющего на человека, погружающего его в дивный мир полной гармонии природы. Однако эта гармония неожиданно оказывается нарушенной:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Речь здесь, как и в оде "Вольность", идет о тирании и рабстве, об отсутствии закона и чувства, что особенно остро ощущается на фоне гармоничной и прекрасной природы. Пушкин решительно выступает против разделения людей на рабов и господ, за признание их равенства перед законом.
Эти произведения Пушкина, а также несколько позже написанное стихотворение "Кинжал", в котором прославлялся герой, казнящий тирана, были хорошо известны декабристам, распространялись в списках, читались и заучивались наизусть многими людьми прогрессивных убеждений.
Конечно, как и любой человек, Пушкин постоянно менялся, однако идеалам свободы он не изменял никогда. После поражения восстания на Сенатской площади он пишет стихотворение "Арион", сюжет которого вызывает невольные ассоциации с прошедшими тогда политическими волнениями. Образы непогоды, грозы, туч, волн, ветра используется Пушкиным в метафорическом значении. В "Арионе" Пушкин открыто заявляет о верности прежним идеалам, делу свободы:
Я гимны прежние пою…
Глубокого сочувствия к томящимся в Сибири декабристам исполнено и знаменитое послание Пушкина "Во глубине сибирских руд…", которое также является актом высокого гражданского мужества. Поэт стремится поддержать своих опальных друзей, уверить их в том, что дело их не пропало:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремление.
"Скорбный труд" - это, конечно, не только каторжные работы, на которые были осуждены декабристы, но и все их трагическое дело. Хотя высокий гражданский порыв этих людей не принес желаемых результатов, он не был напрасен. Оптимистические ожидания Пушкина, надеявшегося на то, что Николай проявит милость и вскоре освободит декабристов, как известно, не оправдались. Однако пушкинское послание сыграло важную роль в развитии революционного сознания и чувства живой преемственной связи между разными поколениями, действовавшими в русском освободительном движении.
Та же тема свободы получает у Пушкина глубокое философское осмысление в стихотворении "Анчар". Описание "древа яда", занимающее почти половину текста, является своего рода прологом, введением, необходимым для того, чтобы, создав наполняющий ужасом образ Анчара, наиболее остро развернуть главную часть - повествование о трагических, губительных взаимоотношениях между непобедимым владыкой и рабом.
Но человека человек
Послал к Анчару властным взглядом -
так начинает Пушкин вторую часть стихотворения. Характерно, что обозначение "человек" в дальнейшем ни к одному, ни к другому персонажу поэтом больше не применяется. Отношения господства и рабства стерли, вытравили в каждом из них все подлинно человеческое. Один человек посылает другого на верную и мучительную гибель, и в этом другом страшная привычка к беспрекословному повиновению оказывается сильнее даже свойственного всякому живому существу инстинкта самосохранения. На фоне первой части стихотворения, в которой дано описание Анчара на фоне природы, отношения в мире людей, раскрытые во второй части, выглядят особенно ненормальными, противоестественными.
Как мы видели, тема свободы - это одна из постоянных тем лирики Пушкина, и верность ей свидетельствует не только о постоянстве политических пристрастий поэта. Последние, как известно, менялись, и в зрелые годы Пушкин явно отдавал предпочтение не заговору "лучших друзей" и не "бессмысленному и беспощадному" народному бунту, а распространению просвещения, постепенной гуманизации общественной жизни, нравственному совершенствованию человечества. Вот и в лирике от стихотворений, исполненных пафоса борьбы с тиранией, он переходит к философскому осмыслению проблемы "вольности святой". Считая чувство свободы неотъемлемым от чувства собственного достоинства, уважения к себе и другим, поэт видел свой долг в том, чтобы помочь людям достичь высоты подлинного духовного освобождения. Самому Пушкину дано было подняться на эту высоту, несмотря на "жестокий век", вопреки цензурным препонам, перлюстрации его частных писем и оскорбительному камер-юнкерству. И, изменяясь, идеалу свободы он не изменял никогда. Подводя итоги своей жизни и поэтической деятельности в стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…", Пушкин имел все основания сказать:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал…
вислоухие и Британские Плюшевые шотландская вислоухая. | Your Password, E-Shave. | распродажа таможенной парфюмерии диваны еврокнижка распродажа.