Неуспеваете прочитать?  Поставьте закладку!

6.5. КАК ЧЕЛОВЕК ПОНИМАЕТ

         Всему, с чем человек сталкивается, он приписывает значение. Проблема, однако, в том, что у любого знака (сигнала, стимула, текста) может быть сколько угодно значений. Произвольность связи знака и значения признается краеугольным камнем современной лингвистики. Произвольность, однако, не означает непредсказуемости. Однажды приписанное знаку значение далее не сохраняется. Поэтому люди могут обмениваться знаками и надеяться, что будет понято значение, которое они хотят передать. Но и при этом в естественной речи у любого слова все равно может быть много значений. Например, слово "красный" обозначает не только красный цвет, но и армию, гриб, сигнал светофора, расу, море, пример слова из семи букв и многое другое, а к тому же, при желании и по предварительной договоренности - еще и все остальное: прическу, героев Эллады, грусть, синий цвет, шифрованное сообщение и т.д. Любое слово необходимо имеет разные значения, т.е. является омонимом.
         Поэтому даже фразы типа "А есть А" для носителя языка не является тавтологией. За счет омонимичности такая конструкция используется во всех языках мира, хотя она осознается специфичным для каждого языка способом. В русском языке такая конструкция интерпретируется как примирение с действительностью (мол, тут уж ничего не поделаешь!), как признание присущих данному явлению качеств и осознание необходимости действовать в соответствии с этими качествами. Примеры: закон есть закон; экзамен всегда экзамен; теща это теща.
         С другой стороны, разные слова имеют одинаковые значения, т.е. эти слова могут быть синонимами. Значения разных слов должны отождествляться между собой хотя бы потому, что иначе логические рассуждения были бы невозможны. Если бы каждое слово имело только свое собственное значение, отличающееся от значений всех остальных слов, то, например все определения пришлось бы отбросить как противоречивые или ложные. А это значит, что практически ни одна мысль не могла бы быть выражена словами. Всегда возможны высказывания типа "А есть не-А", и они не обязательно выражают противоречие. Например, вполне осмысленными для русского языка будут фразы: "Полная свобода - это всегда несвобода"; "В данной ситуации геройство - это трусость"; "Есть правда и правда, есть много правд, и каждая из них - ложь" и т.д. Дж. Оруэлл, опираясь на это свойство языка, создал в своем романе "1984" блистательную серию синонимических антонимов: "война - это мир"; "свобода - это рабство" и т.п.
         Итак, каждое слово - и омоним, и синоним одновременно. Это является лингвистическим законом. Закон этот относится к любым знакам, а не только к словам. Вспомним лучше об условных рефлексах И.П. Павлова. Любой раздражитель, утверждал Павлов, может вызывать всевозможные произвольные (а не определенные только) действия. Он показал в опыте, что собака способна выделять слюну или отдергивать лапу на все что угодно: на звонок, стук метронома и на любой другой биологически не связанный с этим движением раздражитель, выбранный экспериментатором. Условный рефлекс характеризует возможность произвольной связи между раздражителем (стимулом) и последующей реакцией. Осознание этой произвольности на уровне поведения и человека, и животных принесло мировую славу И.П. Павлову. Тем самым стимул выступает как знак, который может иметь множество различных значений (реакций).
         Но вернемся к словам. Что обычно означает слово "Наполеон" для читателя, знакомого с историей Европы? Император Франции, победитель под Аустерлицем, узник Св. Елены и т.д. Все эти частные значения указывают на один и тот же объект. Все они легко и непротиворечиво соединяются вместе, т.е. обычно они синонимы: Наполеон и император, и полководец, и узник. При этом даже перечислить все возможные синонимы невозможно. Наполеон еще и артиллерист, и человек, которого не приняли на русскую службу, и человек, произведший в маршалы Мюрата, и корсиканец, и сын своей матери, и муж Жозефины, и очень вспыльчивый человек, и человек маленького роста и т.д., и т.п. Он также тот человек, о котором писали Стендаль и А. де Виньи, ему хотел посвятить, но не посвятил, свою симфонию Бетховен, именно Наполеон в романе Л.Н. Толстого стоя на поле боя над раненным Андреем Болконским и пр. Но плюс к тому он еще тот самый человек, на которого, как сказал мне один приятель, я внешне очень похож, тот человек, о котором мне не известно, любил ли он чернику, тот человек, о котором вчера при мне говорили (или не говорили) в библиотеке или автобусе, и др. Обычно все эти значения тоже легко непротиворечиво соединить между собой.
         Но Наполеон - это еще и символ эпохи, и пример непомерного честолюбия ("Мы все глядим в Наполеоны"), и бюст в рассказе Конан-Дойля, и очередной Наполеон в психиатрической клинике, и марка коньяка, и сорт пирожного, и пасьянс, и словосочетание на русском языке "на поле он", и имя собаки моего знакомого, и так далее до бесконечности. Все эти частные значения не соединимы ни между собой, ни с Наполеоном предшествующего абзаца, они обычно являются омонимами.
         Приписывание смысла слову "Наполеон" означает позитивный выбор не противоречивых друг другу синонимичных значений (например, значений с одной предметной отнесенностью: Наполеон - человек) и одновременное отвержение (негативный выбор) значений с другой предметной отнесенностью: к коньяку, собаке, символу эпохи и пр. Тогда смыслом слова "Наполеон" может быть: человек + полководец + узник + ..., а не коньяк, а не собачка, а не пасьянс...
         Над негативно выбранными значениями далее никакой работы сознанием не ведется. Негативно выбранные (отвергнутые) значения не изменяются. Но мы помним: то, что не изменяется, не осознается. Логика этого понятна. Сознание, нечто отвергнув, уже не может осознанно действовать с этими значениями. Если прочитать в тексте, посвященном симфонической музыке, слово "труба", то не следует вспоминать такие значения этого слова, как "водосточная труба", "трубка" и т.д. И в последующем в этом же тексте не следует возвращаться к отвергнутым ранее значениям.
         Без отвергаемых значений любой текст непонятен. Допустим, мы прочитали на стене сделанную мелом надпись: "Гена любит Лену". Как мы можем понять эту фразу? По видимому, мы решим, что она означает сообщение об определенном чувстве Гены к Лене. Но такое понимание возможно только при многочисленных и не всегда осознаваемых допущениях (лингвисты называют их пресуппозициями), например:
         1. Гена и Лена существуют.
         2. Гена и Лена - имена людей.
         3. Гена знает Лену.
         4. Гена - мужчина, а Лена - женщина.
         5. Гена каким-то образом проявляет свои чувства к Лене.
         6. Автор текста знаком с чувствами Гены по отношению к Лене.
         7. Автор способен эти чувства идентифицировать.
         8. Автор знает, о какой Лене идет речь.
         9. Текст составлен на русском языке.
         10. Автор текста знает русский язык и способен правильно выразить на этом языке свою мысль.
         11. Текст представляет собой законченное предложение.
         и т.д. ...
         Даже перечислить все эти подразумеваемые предложения невозможно. Ведь воспринимающий текст должен быть еще уверен, что он не перепутал услышанное или увиденное им, что он не сошел с ума, т.е. что он живет в мире, в котором действует нормальная логика и где дважды два равно четырем, и пр. Где же все-таки можно остановится в этом бесконечном потоке? Те или иные пресуппозиции выделяются только в том случае, когда у них существует понятная альтернатива, в свою очередь, позволяющая понимать данный текст. Например, может ли быть фраза осмысленной, если Гена или Лена не существуют? Пожалуйста, вот пример вполне осмысленного текста: "Гена так любил Лену, что я уверен, даже теперь, когда его с нами нет, он там, на небесах, все еще любит ее". Или иначе: "Гена любит Лену - эту созданную им героиню повести". И т.д. Могут ли Гена и Лена не быть именами людей? Конечно. Достаточно представить себе крокодила Гену - персонажа популярного мультфильма или реку Лену. Может ли Гена не знать Лену? Разумеется. Например, он может, как герои "1000 и 1 ночи", влюбится в Лену по одним лишь рассказом о ее красоте, никогда с ней не встречаясь; он может любить девушку, не зная, что ее зовут Леной; может любить Елену Прекрасную и ревновать эту любимую им Лену к Парису и т.д. и т.п.
         Итак, человек в своем сознании всему приписывает смысл. Но тогда он должен что-то выбирать позитивно, а что-то негативно. Позитивный выбор одних значений и негативный выбор других - необходимое условие понимания. Теперь вспомните, о чем ранее говорилось: все, что человек осознает, он осознает как фигуру (позитивный выбор). Однажды выбранное понимание обладает последействием: то, что ранее в тексте было позитивно выбрано, и далее обычно остается позитивно выбранным. А то, что было отвергнуто, и далее продолжает отвергаться.
         Французский математик А. Пуанкаре удивлялся, почему так много людей не понимают, на его взгляд, самую простую и самую логичную науку - математику. Действительно, жизненные ситуации гораздо сложнее математических теорем - они предполагают рассуждения о неоднозначном. В математике же все стремится к максимальной строгости и однозначности, поэтому формально математика проще всех других мыслительных конструкций. Однако, математика проста, но непонятна, так как существуют очень мало людей, умеющих делать негативный выбор, изучая математические теоремы и их доказательства.
         Любой человек может осознавать одновременно много разных вещей или явлений: например, глядя в окно, видеть (осознавать) солнце, дома, машины... все эти значения не находятся в противоречии друг с другом. Они в каждый момент времени соединяются в логически непротиворечивую структуру. И поэтому, вообще говоря, могут соединятся в одно целое - в фигуру. Но для того, чтобы понимать (осознавать), что он видит, он должен что-то из того, что он видит, отвергать. Аналогично: вспоминая (т.е. вводя прошедшее в сознание), он должен забывать (отвергать) что-то из того, что он помнит.




Hosted by uCoz